«Синтетика» рулит?
Минеральные масла отличаются от синтетических своей основой. В первом случае основа масла естественного происхождения (т. е. продукт крекинга нефти). А в случае с «синтетикой» основа масла синтезирована искусственно.
Синтетические масла одинаковой вязкости по сравнению с минеральными имеют большую стабильность в работе. Они сохраняют свои свойства дольше по времени и в более широком температурном диапазоне. Синтетические масла обладают лучшей (по сравнению с минеральными) текучестью и проникающей способностью.
Казалось бы, ответ очевиден: лучше всего заливать «синтетику». Да, но не во всех случаях. В отличие от минеральных масел синтетические имеют очень хорошие моющие свойства: они быстро отмывают всякого рода отложения внутри мотора. Это может привести к закупориванию сетки маслоприемника и масляных каналов в случае с двигателем, в котором до этого применялось либо некачественное масло, либо не соблюдались сроки его замены. Если же мотор находится в хорошем техническом состоянии, то «синтетика» лишь прибавит ему «здоровья».
Кстати, пробег автомобиля никак не должен влиять на решение о применении «минералки», «синтетики» или же «полусинтетики». Использовать следует именно то масло, что рекомендует завод-изготовитель. Насколько известно, ни один производитель в руководстве по эксплуатации авто не упоминает о необходимости переходить с «синтетики» на «минералку» при определенном пробеге.
Могут ли возникнуть проблемы при переходе с «минералки» на «синтетику»?
Не рекомендуется заливать масло на синтетической основе в только что капитально отремонтированный двигатель в период обкатки. В это время необходим так называемый полезный износ, когда пары трения притираются друг к другу, поэтому лучше применять качественное минеральное масло.
Также не стоит лить «синтетику», если сальники не держат масло. Во-первых, из-за лучшей текучести такое масло будет вытекать сильнее, во-вторых, оно же самое дорогое.
Во всех остальных случаях применение синтетических масел не только не повредит даже старому и изношенному двигателю, а наоборот, гарантирует его защиту и обеспечит максимально возможный срок службы.
Правда ли, что «синтетику» можно не менять 15—20 тысяч км?
Неправда. Теоретически, конечно, синтетическое масло сохраняет свои свойства дольше минерального. Однако в вопросе периодичности ТО необходимо строго придерживаться рекомендаций завода-изготовителя. Если, согласно регламенту, замена масла предусмотрена через каждые 10 тысяч км пробега, то независимо от типа применяемого масла менять его нужно в строго указанный период. Если вы используете автомобиль редко и он имеет небольшой пробег, то масло рекомендуется менять раз в год.
Какое по вязкости масло залить на зиму, а какое на лето?
Как выбрать класс вязкости по SAE? При выборе так называемого зимнего класса вязкости необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется автомобиль. Для московской зимы оптимальным будет моторное масло вязкостью 5W-40, т. е. работающее в диапазоне температур воздуха от минус 25—30 до плюс 40—45 градусов. Для северных регионов страны лучше использовать масло 0W-40.
Следуя этим рекомендациям, вы будете застрахованы от проблем с запуском двигателя в зимнее время и от негативных последствий для него. О том, при какой минимальной температуре воздуха масло сохраняет свои свойства, можно узнать из таблицы.
На что еще обратить внимание при выборе моторного масла?
Основа масла, его вязкость — это еще не показатели качества. Существует еще один стандарт, который необходимо знать — это API. Он разработан американским институтом нефти. Согласно этому стандарту, все моторные масла делятся на две группы: для бензиновых (категория S) и для дизельных (категория C) моторов. Каждая из этих категорий в свою очередь делится на классы. С маслами для дизелей все просто. Они в основном относятся к классу CF. Это значит, что данная продукция пригодна для эксплуатации в высокофорсированных дизельных двигателях как с турбонаддувом, так и без такового.
Классификация масел для бензиновых моторов намного обширнее. Для машин, производство которых началось в далеком 1980 году, существует категория SF. Двигатели, которые начали производить с 1990 года, лучше всего переваривают масло класса SG. Моторы 1994—1996 года выпуска заслужили свой класс масел — SH. Далее следует класс SJ, принятый в 1996 году. По большому счету он соответствует SH, разница лишь в дополнительных требованиях к расходу масла, экономии топлива и способности масла не образовывать отложений при нагреве. Этот класс одобрен большинством производителей для применения в двигателях 90-х годов выпуска.
Однако для современных автомобилей этих требований оказалось недостаточно. Поэтому в новейших бензиновых моторах применяются масла, соответствующие классу SL, который был введен с 2001 года. В отличие от вышеупомянутых масел масла класса SL характеризируются большей стабильностью, меньшей летучестью и достаточным ресурсом для увеличенного срока эксплуатации до замены.
Еще один стандарт — ACEA (разработан Ассоциацией европейских автопроизводителей). О его тонкостях знают далеко не все продавцы и мастера автосервисов. А ведь если не обращать внимания на классы ACEA, необходимость капремонта мотора может возникнуть гораздо раньше. Как и в случае с API, масла по ACEA делятся на две категории: А — масла для бензиновых двигателей, В — для дизельных. Классы А1, А5, В1, В5 — энергосберегающие. Остальные (А2, А3, В2, В3, В4) — стандартные. Например, обозначение масла ACEA A1—96 расшифровывается так: энергосберегающее масло для бензиновых двигателей, год принятия стандарта — 1996-й.
В настоящий момент спецификация АСЕА имеет следующие классы:
— для бензиновых двигателей: А1—96, А2—96, АЗ-96;
— для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т. п.: В1—96, B2—96, ВЗ-96.
Стандарт АСЕА предусматривает так называемые энергосберегающие масла. К их выбору нужно подходить осторожно, поскольку эти масла способствуют экономии топлива из-за того, что становятся более вязкими при высокой температуре. За счет этого снижается сила трения в деталях двигателя. Но при этом снижается толщина масляной пленки, которая защищает детали при высоких температурах. Стоит помнить, что энергосберегающие масла можно применять только в том случае, если они рекомендованы заводом-изготовителем автомобиля! Например, BMW и Mercedes их не рекомендуют. Такие масла нельзя заливать в изношенные двигатели автомобилей любых марок.
По поводу моторного масла существует несколько заблуждений: например, синтетическое масло нельзя заливать в мотор с большим пробегом, "минералка" по всем параметрам гораздо хуже "синтетики" и смешивать их ни в коем случае нельзя. Также существуют заблуждения по поводу классификации и индекса вязкости на канистре с маслом (5W40 однозначно "синтетика", а 15W40 однозначно "минералка"). А как на самом деле?
МИФ: "Нельзя смешивать синтетическое масло с минеральным – оно свернется"
ПРАВДА:
Это не так. Современные синтетические масла спокойно переносят смешивание с минеральными или полусинтетическими маслами одного производителя. Однако следует помнить, что при смешивании минерального и синтетического масел происходит снижение свойств последнего. Смешивание масел разных производителей не рекомендуется.
МИФ: "Нельзя заливать "синтетику" в старые моторы – можно испортить двигатель"
ПРАВДА:
Это не так. Синтетические масла можно заливать как в современные двигатели, так и в более старые. Однако современное синтетическое масло обладает хорошими моющими свойствами и способно смывать накопившиеся в двигателе отложения. Эти отложения могут засорить систему смазки двигателя. К тому же, очищая старые и уже потерявшие свою эластичность уплотнители, масло вымывает отложения из зазоров и вызывает протечки. Бороться с ними легко: необходимо просто заменить все протекающие уплотнители и прокладки. Как правило, владельцы автомобилей выбирают минеральные или полусинтетические масла исходя из соображений экономии – "синтетика" дороже.
МИФ: "Если добавить в масло патентованные присадки, оно станет работать еще лучше"
ПРАВДА:
Добавление в моторное масло различных препаратов может улучшить одни его свойства и резко ухудшить другие, что неблагоприятно скажется на состоянии двигателя. Это связано с тем, что в качественном масле пакет присадок точно сбалансирован, а добавление в него какого-либо препарата, как правило, нарушает этот баланс. В лучшем случае масло просто потеряет часть своих свойств, а в худшем – засорится система смазки двигателя.
МИФ: "Если заливать "синтетику", то ее можно будет реже менять"
ПРАВДА:
Срок смены масла определяет изготовитель техники. В некоторых случаях на новых автомобилях оговаривают увеличенный пробег при условии использования полностью синтетического масла. Разница в синтетических, полусинтетических и минеральных маслах лишь в том, что на протяжении срока их эксплуатации свойства "синтетики" гораздо стабильнее, нежели "минералки". Она менее подвержена окислению, может обладать лучшей текучестью, коррозионной стойкостью и смазывающими свойствами. Но не стоит увеличивать интервал между сменами масла больше рекомендованного инструкцией по эксплуатации независимо от того, какое масло используется. Образующиеся продукты сгорания с течением времени могут вывести двигатель из строя.
МИФ: "Моторное масло достаточно доливать до необходимого уровня и менять его часто не обязательно"
ПРАВДА:
Если не менять масло согласно рекомендациям, со временем смесь моторного масла и попадающих в него частиц грязи – шлама, пыли (при своевременной замене масла они удаляются) – приобретает негативные смазочные свойства, что очень плохо сказывается на ресурсе мотора. Как правило, производители автомобилей рекомендуют проводить масляное ТО каждые 10 000 км для бензиновых двигателей и каждые 7 500 км для дизельных. При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях интервал замены масла лучше сократить в среднем в два раза. Обычно вместе с маслом меняется и масляный фильтр.
МИФ: "Перед заменой масла обязательно нужно промыть двигатель, например, специальной жидкостью для промывки мотора"
ПРАВДА:
Применение жидкостей для промывания – это, по сути, прокачивание через двигатель нагретого растворителя. Предполагается, что такая процедура позволит смыть шлам, осевший на деталях. К тому же полностью слить масло или промывочную жидкость из двигателя нельзя: остаток составляет от 5 до 10%. Оставшаяся часть "промывки", смешиваясь с новым (особенно хорошим синтетическим) маслом, способна разбалансировать пакет присадок. Поэтому никаких "промывок" при регулярной смене масла использовать не нужно! В крайнем случае можно просто сократить интервал до следующей смены масла.
МИФ: ""Синтетика" лучше "полусинтетики""
ПРАВДА:
Для получения необходимого комплекса свойств все масла изготавливают из основы (базового масла) и точно подобранного пакета присадок. Так, например, "полусинтетика" – это смесь синтетического масла с минеральной основой. Пропорции такого "коктейля" возможны самые разные, т.к. специальных определений или требований по методикам смешения нет. Дешевая "полусинтетика" может содержать и 3%, и 5%, и 10% "синтетики". А полусинтетические масла элитной серии содержат в своем составе более 50% высококачественной синтетической основы! Поэтому "полусинтетика" не хуже и не лучше "синтетики", она просто дешевле в производстве.
Какие условия эксплуатации автопроизводители относят к тяжелым?
Тяжелыми условиями эксплуатации двигателя считаются частые холодные запуски двигателя при минусовой температуре, поездки на короткие расстояния, во время которых мотор не успевает прогреться до рабочей температуры, а также высокая температура в летний период, когда двигатель балансирует на грани перегрева и моторное масло, которое не только смазывает, но и отводит тепло от смазываемых деталей, испытывает большие термические нагрузки. И, конечно, езда с перегрузкой мотора, в том числе и буксирование прицепа.
Классификация моторных масел по качеству и назначению
Американский стандарт API, разработанный Американским институтом нефти (American Petroleum Institute), определяет уровень качества масел. По этому стандарту моторные масла подразделяются для применения в бензиновых моторах и обозначаются латинской буквой "S"(Service), в дизельных – обозначаются латинской буквой "С" (Commercial). На данный момент (каждые несколько лет появляются новые) существует десять классов масла для бензиновых двигателей (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL) и одиннадцать классов для дизельных (CA, CB, CC, CD, CDII, CE, CF, CF-4, CF-2, CG-4, CH-4). Чем дальше вторая буква от начала латинского алфавита, тем выше качество масла. Большинство современных масел специфицировано для применения как в бензиновых, так и в дизельных двигателях – в таком случае ставятся обе спецификации, например API SJ/CF.
Масла категории SF предназначены для двигателей машин, выпущенных с 1980 по 1989 год, SG – для моторов легковых автомобилей и легких грузовиков 1989-93 гг.
Стандарт SH был предназначен для моторов, серийное производство которых было начато в 1994 году, и заменяет все предыдущие. Класс SJ, принятый в 1996 году, в основном соответствует SH. Разница лишь в дополнительных требованиях к расходу масла, экономии топлива и способности масла не образовывать отложения при нагреве.
В новейших бензиновых моторах применяются масла, соответствующие классу SL, который введен с 2001 года. В отличие от предыдущих, масла класса SL характеризируются большей стабильностью, меньшей летучестью и достаточным ресурсом для увеличенного срока эксплуатации (при наличии рекомендации производителя двигателя). Цифры в классах CDII, CF-4, CF-2, CG-4, CH-4 указывают, для каких дизельных двигателей разработано масло – двухтактных или четырехтактных.
Европейская классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам (ACEA) существенно отличается от классификации API более высокими требованиями к антиокислительным и противоизносным свойствам масел. Обозначение масла состоит из буквы "A" – для бензиновых двигателей, "В" – для дизельных, цифры в пределах 1-3 (чем больше цифра, тем выше качество) и года принятия стандарта. Например, масло A2-96, B2-96 – высококачественное масло для бензиновых и дизельных двигателей.
Что такое вязкость?
Вязкость – одна из основных характеристик моторного масла, определяющая температурные пределы его работоспособности. При низкой температуре вязкость должна быть не слишком велика, чтобы легко запускался двигатель и масляный насос надежно прокачивал масло по системе. При высокой температуре вязкость не должна быть слишком мала, чтобы пленка масла надежно защищала трущиеся поверхности. Вязкость моторных масел выражается с помощью классификации SAE (Society of Automotive Engineers – Общество автомобильных инженеров США). В классификации SAE масла разделены на одиннадцать классов: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, 20, 30, 40, 50, 60. Зимние классы имеют в обозначении букву "W" (зима). Всесезонные масла должны соответствовать по низкотемпературным свойствам одному из зимних классов и одному из летних. Они имеют двойное обозначение, например SАЕ 10W-30, SAE 15W-40 и т.п.
Чем меньше число, стоящее перед буквой "W", тем ниже температура застывания масла и легче пуск двигателя зимой, чем больше второе число, тем выше температура, при которой обеспечивается надежная смазка деталей двигателя в летних условиях. Иначе говоря, чем больше диапазон между числами, тем больше амплитуда температур, при которой может применяться моторное масло.
Например, масло SAE 0W-40 API SJ/CF является всесезонным и работает в температурном интервале от – 40 до + 40 0С.
И еще совет, который даю всем, кому не безразлично, какое он льет масло в свое авто. Это касается и дизельных и бензиновых моторов. Если есть выбор,( к выше перечисленным данным), для атмосферных двигателей или турбированных двигателей. Лучше брать масло для турбированных, даже если турбины у вас нет. Для турбированных моторов , требования по качеству масла жестче.