Говорить о корейских автомобилях в превосходной степени у нас как-то не принято, и, будем откровенны, на то есть веские причины. По мне, лучше меньше европейского автомобиля, чем больше корейского за те же деньги. Сегодня мы посмотрим, насколько данная установка применима к Daewoo Espero, автомобилю, уже снятому с производства, но еще не так давно возглавлявшему модельный ряд компании, представленный на российском рынке.
Загадки русской души Первые Espero появились у нас в 1995 году, когда Daewoo Motor приступила к официальным поставкам своей продукции в Россию. Ввоз подержанных машин непосредственно из Кореи тогда еще не был распространен, а потому наши соотечественники приобретали абсолютно "незаезженные" экземпляры. "Сеульское диво" было далеко не всем по карману - в салонах дилеров Espero стоил (лучше присядьте-ка!) почти 21 тыс. долларов.
Интересно, что модель поначалу даже хотели записать на вакантное тогда место московского такси, однако, в силу каких-то причин, идея так и не была реализована. Кстати, в самой Южной Корее работа в "желто-шашечном" варианте - одно из распространенных занятий для этого 4-дверного седана.
С конца 1996 года отверточную сборку Daewoo Espero развернули в Ростове-на-Дону. Когда в середине следующего года компания "Донинвест" набрала обороты, цена автомобиля упала примерно до 16 тыс. долларов, и затем неуклонно продолжала ползти вниз. К середине 1999 года Espero стоил уже меньше 9 тыс. долларов, подешевели и подержанные автомобили. Сначала объем досборки уже собранных в Корее машин был невелик (колеса и кое-что из обвески), но постепенно стали проводить более "углубленную" сборку. Как свидетельствуют специалисты автосервиса, на качестве это почти не отразилось - оно осталось практически корейским.
Появившиеся на рынке новые модели Daewoo Lanos, Nubira и Leganza, а также их русские "братья" - "Ассоль", "Орион" и "Кондор" - сделали "пожилую" Espero гораздо менее привлекательной для покупателей, чем 5 лет назад. Тем более, современные конструкция и дизайн новых моделей не подняли их цен до небес. Надо сказать, что при своей "жизни" модель Espero особой популярностью у российских покупателей не пользовалась. Однако стоило автомобилю покинуть конвейер, и спрос на него заметно вырос. В чем причина этого парадокса, продавцы марки Daewoo сказать не могут. Быть может, в загадочной русской душе?..
Daewoo Espero появился в 1993 году. В его основу легла конструкция шасси и двигателя европейской переднеприводной модели Opel Ascona С, известной еще с 1981 года и являвшейся предшественницей модели Vectra. Кстати, опелевская тема в родословной машин марки Daewoo встречается не единожды - вспомним хотя бы цепочку Daewoo Nexia - Opel Kadett E. Насколько оправданно такое сотрудничество, сказать трудно. Нам остается, как говорится, лишь констатировать факты.
О том, что автомобиль создавался в конце 80-х годов, говорит клиновидная форма его кузова. Небольшую ширину Espero (172 см) дизайнеры попытались "замаскировать" горизонтальной полосой задних фонарей. Получилось оригинально и достаточно элегантно. Чуть раньше мы воздали должное маэстро Бертоне за его работу над внешностью Espero. Оговоримся, что это субъективное мнение автора данной публикации, которое не является бесспорным. Многих дизайн Espero, что называется, не берет за душу - о вкусах не спорят... Однако мало кто станет возражать относительно своеобразия автомобиля. И именно необычный дизайн позволяет ему достаточно долго не стареть.
Простор по меркам "Волги"
Поработав над внешним видом Espero, итальянцы не забыли и об интерьере. Удивительно, но в его оформлении полностью отсутствуют те светлые тона, которые стилисты солнечной Италии любят использовать в своих родных марках машин. Быть может, так было задумано изначально, но салон Espero - типичная "серая мышка", не более и не менее.
Поразить может разве что список базовой комплектации, которому непременно должны и по сей день завидовать "одноклассники". Российская комплектация "CD" включает в себя кондиционер, автомагнитолу с четырьмя динамиками, гидроусилитель руля, электростеклоподъемники всех дверей, электрическую регулировку обоих зеркал, возможность открывания багажника из салона, регулировку рулевой колонки по высоте и точек крепления передних ремней безопасности на центральной стойке, ЦЗ. Последний, помимо запирания дверей, ограждает от несанкционированного доступа к лючку топливного бака. Удобно и безопасно. Конечно, ждать от ростовского "корейца" мерседесовского "фарша" не стоит. Здесь отсутствуют люк в крыше, музыкальная система с CD-чейнджером, бортовой компьютер... Однако, при желании, все это можно было установить под заказ.
В салоне Daewoo Espero достаточно просторно. Колесная база в 2620 мм позволяет с приемлемым комфортом расположиться как на передних, так и на задних сиденьях. С этой точки зрения автомобиль практически не уступает отечественной "Волге", что и вывело его в число наиболее предпочитаемых российскими чиновниками. Espero несколько узковат, однако это не мешает ехать на заднем диване втроем. При необходимости можно откинуть широкий центральный подлокотник и наслаждаться мягкостью дивана. За подлокотником обнаруживается лючок в багажный отсек (удобно перевозить те же лыжи) - своеобразная компенсация того, что спинка дивана не складывается. К люку приделан длинный матерчатый рукав, который дотягивается почти до приборной панели. Таким образом можно без всякого опасения перевозить длинные предметы, которые уже не повредят обшивку салона.
Раз уж мы вспомнили о "транспортировочной" функции Espero, несколько слов следует сказать и о его багажном отделении. Багажник впечатляет: его 560 литров превышают возможности грузового отсека того же Mercedes-Benz Е-Class (если подобное сравнение имеет место быть). Кроме того, благодаря низкой кромке и большому углу открывания крышки, багажник Espero очень удобен при погрузочно-разгрузочных операциях. Полноразмерная "запаска" и довольно приличный комплект инструментов с домкратом (прежний владелец машины вряд ли его вам оставит) находятся под полом багажника и лишь прикрыты ворсистым ковриком обивки, что, впрочем, не мешает перевозить и тяжелые предметы. Коррозионная стойкость кузова находится на весьма высоком уровне, и даже на моделях первых (корейских) партий со временем не столь видно следов ржавчины. Крылья защищены пластиковыми подкрылками, а окрашенные под цвет кузова бамперы из того же материала не ржавеют по определению.
Эргономику водительского места можно охарактеризовать как более-менее оптимальную - чувствуется рука итальянских мастеров. О какой-то роскоши говорить не приходится - класс автомобиля не располагает к этому. Форма панели приборов обычная для машин своего времени и степени оснащения. В то же время, она функциональна. Главное, что широкий диапазон регулировки позволяет удобно расположить руль водителю любого роста. Плюс к этому, регулировка водительского кресла по высоте. Сами сиденья могут показаться чересчур мягкими, однако они не лишены боковой поддержки.
Шкалы приборов имеют регулируемую по яркости подсветку. Круглые рукоятки управления вентиляцией и кондиционером, а также пульт штатной автомагнитолы подсвечены, по общему убеждению, чересчур сильно. Вентиляция со встроенным кондиционером и отопление с системой циркуляции эффективны, но вентилятор на некоторых экземплярах Espero может заметно шуметь на больших оборотах.
Одним из главных неудобств в салоне можно считать расположение внутренних ручек дверей. Они находятся на подлокотниках, и чтобы открыть дверь, требуется потянуть ручку вверх. Не зная этой "хитрости", найти ручку в темноте очень непросто. Здесь нужна привычка, на выработку которой уйдет определенное количество времени.
Потенциального владельца Daewoo Espero может порадовать наличие передних и задних противотуманных фонарей, которые включаются только вместе с габаритными огнями. В целом, сравнивать внешний вид и удобство интерьера Espero с таковыми у отечественных моделей даже не приходит в голову. Правда, и разница в стоимости машин существенная.
Как в лодочке...
Хорошо продуманная эргономика водительского места делает Espero вполне привлекательным для дальних поездок. По свидетельству автовладельцев, отмахав на автомобиле сотню-другую километров, зачастую устаешь меньше, чем за рулем никоторых именитых марок (не будем конкретизировать). Имея возможность изменить угол наклона рулевой колонки, нетрудно добиться идеальной для дальней поездки позы: сидишь низко, ноги почти вытянуты, руки свободно лежат на руле...
От Espero, с его итальянской внешностью, стоило ожидать европейских манер в поведении на дороге. Однако у автомобиля обнаруживается, скорее, американский характер. Этот большой седан может ездить быстро (до 185 км/час), учитывая способности 2-литрового мотора с впрыском топлива. Тех, кто предпочитает активный стиль езды, стоит сразу предупредить о склонности "корейца" покачиваться на длинных "волнах" дороги. Дело в том, что у Espero, как у заправского янки, плавная и длинноходная подвеска. Если дорога не слишком ровная, а скорость вполне приличная, 1130-килограммовый седан начинает опасно раскачиваться: то с боку на бок, то с кормы на нос. У пассажиров, впервые попавших в подобную ситуацию, невольно появляется ощущение близости дорожного кювета. Хорошо хоть рулевое управление не отличается американской "ватностью". Оно снабжено гидроусилителем, точное и в меру жесткое. Именно это позволяет водителю уверенно контролировать машину.
Повороты на Espero лучше проходить с запасом безопасности. Крупный седан не предназначен для щекочущей нервы езды, однако в экстремальных режимах этот переднеприводный автомобиль вполне надежен и предсказуем. В немалой степени это заслуга стабилизатора поперечной устойчивости в передней подвеске. В целом вся подвеска настроена, скорее, на комфортную, чем на спортивную манеру вождения. Похоже, последняя особенность характерна для большинства корейских моделей аналогичного класса (к примеру, KIA Clarus).
Упомянутая нами передняя подвеска конструктивно не являет собой нечто особенное: поперечные треугольные рычаги, амортизационные стойки, стабилизатор поперечной устойчивости. По свидетельству специалистов автосервиса, все элементы подвески при сносных условиях езды способны прослужить относительно долго. Здесь большую роль играла партия комплектующих, поставлявшихся на конвейер Daewoo Motor. Некоторые запчасти (не известно, по каким причинам) изначально не соответствовали стандартам, однако не возвращались к изготовителям. При таком раскладе дел нетрудно предугадать, кто страдал в первую очередь.
Если же вам, например, попадется "удачный" Espero, больших проблем с элементами подвески не будет. Рулевые наконечники свои 50 тыс. км отслужат как положено, сайлент-блоков хватит на 70-80 тыс. км пробега, стабилизатор протянет и того больше. При покупке подержанного и даже почти нового Espero лучше всего сразу поменять штатные амортизаторы. Не потому что срок их нормальной эксплуатации составляет 70-80 тыс. км, - это неплохо. Просто со своими родными, корейскими изделиями, автомобиль отчасти напоминает все того же "американца", который в каждой кочке видит повод вальяжно покачнуться. И не любит слишком быстро проходить повороты. Изменить поведение автомобиля способны лишь газовые амортизаторы. С ними Espero становится как-то собраннее и "ближе" к водителю.
Вернувшись к масляным амортизаторам, стоит обратить внимание на характерную неисправность - люфт в самой стойке. Иногда в ней начинает "гулять" шток, который инициирует своеобразный стук. Услышать его дано разве что опытному водителю с хорошо развитым "музыкальным" слухом. К счастью, на амортизации этот недочет конструкции никак не отражается.
Задний мост с подвеской колес на соединенных продольных рычагах, стабилизатор поперечной устойчивости, винтовые пружины и телескопические амортизаторы - такова схема задней подвески. Мы уже упомянули о ее склонности раскачивать автомобиль. Следует периодически проверять состояние пружин. Если много и часто ездить по плохим дорогам, да еще с грузом, ломаются нижние витки. Причем диагностировать этот дефект практически невозможно. Можно лишь констатировать выход из строя. Сами пружины считаются достаточно мягкими, поэтому многие автовладельцы меняют их на более жесткие аналоги, переставляя с других машин (говорят, что к Espero подходят пружины от KIA Sportage).
"Родные" шины и псевдо-ABS
Прежде чем приступить к эксплуатации купленного Espero, нелишне будет сменить комплект покрышек. Корейские шины Kumho Power Star размером 185/65 R14 способны испортить впечатление от автомобиля в целом. В штатных ситуациях они еще туда-сюда, но при прохождении поворотов со скольжением спереди возникает неприятная вибрация: как бы "подламываются" боковины покрышек. Здесь может возникнуть вопрос: а многие ли ездят в подобных режимах? Безусловно, нет. Но, в то же время, помешает ли вибрация обычному, рядовому водителю в экстремальной дорожной ситуации, скажем, при объезде неожиданно выскочившего пешехода?
Неудачные корейские покрышки, кстати, шедшие с завода в комплекте со стальными дисками, не позволяют реализовать хороший потенциал тормозов Espero (передние - дисковые вентилируемые, задние - барабанные). Быстрые торможения с высотой скорости вызывают долю неуверенности - вот она, грань блокировки... Честно говоря, автомобиль мог бы останавливаться и побыстрее. Если эксплуатировать его в щадящем режиме, передние колодки способны исправно прослужить около 30 тыс. км, задние, естественно, дольше - около 60 тыс. км.
Во всех пресс-релизах, сопровождавших продажу новых Daewoo Espero, антиблокировочная система тормозов фигурировала как элемент стандартного оборудования. На деле же, по свидетельству автомехаников, ее наличием могли похвастаться лишь единичные экземпляры (та же история с подушками безопасности). Отсутствие ABS каким-то образом компенсировала заводская конструкция тормозной системы, позволявшая задним колесам прокручиваться в случае, если передние шли на юз. Этого удалось достичь за счет создания в главном тормозном цилиндре отверстий разного диаметра. Таким образом при нажатии на педаль тормоза создается совершенно неодинаковое давление "тормозухи", и колеса работают исключительно в своих особых режимах.
Рулевое управление с гидроусилителем оставляет вполне хорошее впечатление при езде на Espero, и об этом мы уже успели заявить чуть раньше. Стоит лишь добавить, что претензий к его бесперебойной работе у автомехаников нет. Ремонт рулевого - явление, скорее, неординарное, чем заурядное. Если же возникнут какие-либо проблемы, рулевой механизм придется менять в комплекте.
Не спешите с холодным запуском
Гамма двигателей, особенно предназначавшихся для отечественного рынка, невелика: лишь 1,5-литровый 16-клапанный 90-сильный от меньшей модели Nixia да 2-литровый 8-клапанный мощностью 105 л. с. С последним максимальная скорость достигает 185 км/час, а разгон до 100 км/час занимает чуть более 10 с. Еще один 1,8-литровый 95-сильный двигатель на наш рынок не поставлялся, да, собственно говоря, он и не был нужен.
Подавляющее большинство эксплуатируемых в России Espero укомплектованы двигателем 2 л. От 105-сильного автомобиля изначально ожидаешь лучшей динамики разгона с места, но она "задушена" коробкой с несколько растянутыми передаточными числами. К примеру, при максимально интенсивном разгоне, когда мотор развивает более 6000 об/мин., переходить со второй на третью передачу приходится почти... на 100 км/час. Поэтому в городе за рулем Espero хочется ехать не спешна. "Кореец" в чем-то напоминает нашу "Волгу" - в лучших ее качествах, конечно. Мотор неплохо тянет в широком диапазоне оборотов, поэтому переключаться приходится нечасто. Например, на третьей передаче можно ехать от 30 км/час в полузаторных ситуациях до 130 км/час на свободной магистрали. Двигателя в таком режиме почти не слышно. При том, что автомобиль отличается достойной звукоизоляцией, по городу Espero скользит почти беззвучно. Рокот мотора начинает досаждать лишь после преодоления 5000 об/мин., что при размеренной езде практически не требуется.
При должном уходе за силовым агрегатом "жизнь" в 300 тыс. км и более - для него не предел. Масляная система не будет иметь ничего против хорошей "полусинтетики", а система впрыска вполне справляется с качественным А-92 с присадками. "Бодяжный" бензин способен быстро прикончить свечи зажигания. Один из интервьюированных нами владельцев Espero с этим столкнулся уже через 5 тыс. км пробега. Кстати, при замене высоковольтных проводов (примерно раз в 60 тыс. км) их механические наконечники иногда "прикипают" к свечам и отрываются от "жилы" и силиконовой изоляции. Так что, здесь надо быть максимально аккуратным.
Неисправности электрооборудования (раз уж о нем зашла речь) сводятся в основном к выходу из строя датчика Холла (12 долларов; автомобиль то заводится, то нет) и подшипников генератора, которые боятся попадания грязи. Последнее может произойти при пробеге автомобиля примерно 100 тыс. км. Неисправность эта не слишком опасная, и генератор вполне подлежит ремонту.
После третьей-четвертой зимы, возможно, "накроется" алюминиевый радиатор кондиционера. Его стоимость, вместе с работой по замене, обойдется в сумму, превышающую 200 долларов. Если Espero еще относительно новый, это самая крупная трата, на которую придется пойти в обозримом будущем. На некоторых Espero "летят" водяные насосы, причем при относительно небольших пробегах. Специалисты автосервиса говорят, что их качество непредсказуемо. Новая помпа с установкой обойдется баксов в 75-80.
Возвращаясь непосредственно к двигателю, стоит сказать, что после пробега, превышающего 100 тыс. км, могут возникнуть проблемы с распредвалом. Причина - холодный запуск и моментальное начало движения. В подобной ситуации 7-й и 8-й "шейкам" не хватает подачи масла, в результате чего они изнашиваются.
Что касается расхода топлива 2-литрового мотора, то он может колебаться (на "95-м" меньше, чем на "92-м" бензине), а в среднем реальный расход составляет 10,5-11 л/100 км. При "сверхэкономичной" неспешной езде по загородной трассе можно достигнуть минимального показателя - 7 л/100 км.
К определенным недостаткам Espero можно отнести слишком малый клиренс - из-за него небезопасно эксплуатировать машину без дополнительной защиты низа моторного отсека. Поддон, защищающий двигатель, иногда цепляется за грунт, особенно зимой, и неизбежно прогибается вверх. При некоторых режимах возникает определенный резонанс, и поддон вибрирует в контакте с двигателем. Звук неприятный, но вполне безобидный. Убрать его можно элементарным выколачиванием поддона раз в месяц. На любой рядовой СТО эту операцию проделают за сущие "копейки". Владельцы со стажем, как правило, просто меняют поддон каждый год, что также необременительно для кошелька.
"Отечественные" модификации Daewoo Espero комплектовались преимущественно 5-ступенчатой механической коробкой передач. 4-диапазонные "автоматы" составляли максимум пятую часть от общего объема производимых коробок. АКПП не нашла своего большого применения, поскольку с ней автомобиль становится заметно "задумчивее", да и расходы на сервис возрастают. "Механика" более приемлема для Espero, хотя также имеет свои недочеты, о которых мы сказали чуть выше. В ее актив можно занести крайне редкие доливы трансмиссионного масла, так как коробка практически не грешит преждевременными подтеками. Сцепление на механической КПП срабатывает несколько резковато, и двигатель периодически непроизвольно глохнет.