Отдельное спасибо Thor за найденный материал.
Предисловие.
Иногда в автофруме, тут и на многих других ресурсах, связанных с Дэу, приходится читать про траблы с переключением скоростей, а именно про тяжелое включение, недовключение и нечеткость в переключении, т.е. вместо второй запросто "втыкается" третья, вместо задней...первая. Так последний год было и у меня. Скажу довольно неприятно, когда в вялотекущей пробке вместо второй попадаешь на третью. Первая включается с определенным усилием, а задняя порою вообще подводит так, что не выехать из ряда...так и стоишь "дрочишь" потихоньку и пока не "повезет" не уедешь. А если при совершении маневра надо несколько раз сдать назад? вообще вилы.
Все это нервирует, да и к томуже вселяет неуверенность в поедке, а тем более перед поездкой. Короче никакого удовольствие и одно расстройство.
Сушествует много предпосылок к подобному поведению машины. Это может барахлить сцепление или коробка...но в моем случае это был, так называемый "вертолет" а именно многорычажный узел, связывающий тягу от рычага КПП со штоком уходящим в саму коробку.
Операцию по замене оного я производил в двоем с товарищем, на работе. Думаю, что вообще этот девайс, запросто можно поменять через моторный отсек (если конечно с руками все в порядке). Я же всеж перестраховался и загнал тачку на эстакаду. К томуже была еще аццкая идея поменять трансмиссионное масло на синтетику.
Ремонт и замена.
Для доступа снизу была снята защита. Для доступа сверху, отсоеденены некоторые клеммы от датчиков (чтоб не мешались) и отведены в сторону жгуты с проводкой. Также откручен бачек ОЖ и не отсоединяя подходящих к нему шлангов, ткже отведен в сторону.
Далее ослабляется хомут (А), который связывает рычаг КПП с "вертолетом" (это делали естесственно снизу).
Затем сверху (не очень удобно, потому что не видно) нащупывается запорный элемент на штоке (В) соединения "вертолета" с тягой уходящей в коробку и снимается. Шток выходит свободно.
Итак! От рычага КПП и от самой коробки, "вертолет" отсоединен. Он остался закреплен на закрытой площадочке в моторном отсеке за свою центральную часть (С).Снимается элементарно, так как на этом штоке сверху есть защелки. Отжимаете их в разные стороны и вытягиваете направляющий шток. Все. "Вертолет" свободен и его можно снимать.
Вытаскиваете его через верх.
Комплектация нового "вертолета".
Не знаю, должно это так быть или нет,но в коробке был сам "вертолет" и новый шток со стопором. Тягу и центральный шток с защелками пришлось оставить старые. На фото это видно.
Сборка и регулировка.
В принципе собирается все в обратном порядке. Но я напишу, как это делал я.
1."Вертолет" был закреплен в середине с помощью штока с защелками.
2. Через моторный отсек, справа от тяги уходящей в коробку, нащупываем пластиковую заглушку. Выдергиваем ее и в появившееся отверстие засовываем сверло (да совсем забыл. Перед ремонтом, сразу запаситесь двумя 5мм сверлами). Одной рукой берем тягу из КПП и поворачиваем на себя до упора.Если быть лицом к машине, то по часовой стрелке. А второй рукой придерживаете сверло. Слегка поворачива, туда-сюда, тягу вы почуствуете, как сверло немного углубилось и зафиксировало ее. В принципе теперь можно закрепить соединение (В) штоком и запорным элементом до щелчка.
3. Перемещаемся под днище автомобиля и соединяем "вертолет" с тягой из салона. Хомут (А) пока ослаблен. Идем в салон и поднимаем кожух рычага переключения, оголив пластиковый каркас механизма. С водительской стороны находим вертикальные отверстия в самом рычаге и в его каркасе и совмещаем их таже фиксируя сверлом. Вобщем получается, что рычаг у вас стоит мертво и провернутая тяга из коробки тоже зафиксирована. Это и есть, так называемая, регулировка. Теперь можно затянуть хомут (А).
4. Вытащить сверла. Поставить на место кожух рычага в салоне. В моторном осеке вернуть на свои места проводку, подсоединить датчики, закрепить снятый бачек ОЖ.
В чем было различие между старым и новым "вертолетами"?
На первый взгляд только одно. Один грязный другой чистый. Шаровые соединения практически не люфтили, а вот на штоке (В) была заметная выработка...аж в два миллиметра. Вот такая незначительная мелочевка и какие значительные проблемы с включением. А ведь некоторые грешат сразу на сцепу или коробку и усиленно начинают их менять и перебирать.
Также, чтоб по сто раз не лазить, было заменено трансмиссионное масло в КПП. Процесс опишу в кратце:
1.Откручиваем поддон КПП, заранее приготовив емкость для отработанного масла.
2. Сливаем его. Я сливал поскольку времени было дохрена около часа. Пока капать вообще не перестало.
3. Очищаем привалочную поверхность от остатков старой прокладки и моем сам поддон.
4.Привалочная поверхность и сам поддон должны быть чистые и сухие. Наносим герметик тонким слоем на поддон. Кладем на него прокладку. Далее герметик на прокладку и весь этот "бутерброд" возвращаем на место. Затягиваем болтами.
5.Отвинчиваем пробку. Само отверстие является контрольным. Т.е. проще говоря, как оттуда польется, так значит уровень достигнут. Масло можно заливать в принципе сверху, через отверстие для датчика заднего хода. Но я заливал прям через это...так сказать контрольное.
Залил синтетику. Как начало выливаться, закрутил болт. Все. По моим прикидкам влезло около 1,7-1,8 литра.
Брал масла два литра "Ликви Молии" и поскольку фирменное в бутылках уже были встроены трубки для заливки. В других случаях вам потребуется еще и шприц.
Ощущения.
Ну вобщем небо и земля. Скорости включаются четко и даже по первой было непривычно, т.к. по старинке ждал подвоха. Первая легко. Вторая, четкое продолжение первой. Просто ведешь рычаг назад и он преспокойно занимает свое место. Задняя просто прелесть. Это все конечно эмоции, поскольку больше полугода я ездил и матерился и с каждым разом становилось все хуже и хуже.
Так что, товарищи. Не стоит сразу пенять на КПП и сцепу. Начните с банального "вертолета". Цена вопроса около тысячи рублей и времени, при наличии ямы или эстакады около часа. Профи, в полне уверен и без ямы минут за тридцать поменяют с перекурами.
Всем удачи и хочу еще сказать, что под рукой был только Нексиевский букварь. И ремонт/замена и регулировка там одинаковые.