Не желая сразу же вмешиваться в конструкцию двигателя, я пошел по второму пути и просто отлючил подачу отработанных газов во впускной коллектор.
Сравнительный анализ поведения машины в жаркую погоду при отключенном описанным способом и штатно подключенном клапане EGR показал, что
а) особых измнений тяговых характеристик двигателя не замечено (может быть самую малость - в лучшую сторону, - при трогании с места и наборе скорости после длительного стояния в пробке с включенным двигателем и работающим кондиционером). При движении же по дорогам средней загруженности, когда подолгу стоять не приходится, разница не ощущается.
б) двигатель быстрее прогревается до температуры, соответствующей точке D, когда включается вентилятор (только в пробках - при равномерном движении по городу температура держится в районе точки С, а на свободных ровных участках: В-С
в) При резком увеличении подачи топлива-оборотов двигателя-давления выхлопных газов клапан подтравливает отработанный газ через вакуумный порт в двигательный отсек и если кондиционерование/вентиляция работают не в режиме рециркуляции, то в салоне ощущается легкий запах выхлопных газов (такой же эффект, как и при движении метрах в 10-15 от "Икаруса" - не чадящего, а исправного).
г) Расход топлива увеличился где-то на литр на 100 км: с 10,2-10,5 до 11,4-11,5 (как это ни странно - Вадим говорил об обратном эффекте, но он отключил систему полностью и клапан снял, поставив на его посадочное место заглушку).
Сделанный вывод:
Полумера конструкции двигателя не меняет, времени не отнимает, но и ощутимого ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО эффекта не даёт.