Итак поломка: щелкало втягивающее реле, но сам стартер не подавал признаков жизни. Я напросился в гараж к другу, он любезно согласился помочь и приехал дернуть меня на своей ниве, и заодно сопроводить в гараж. Когда тросом подцепили машины, он попросил попробывать крутануть ключ, чтобы послушать что там вообще за звуки и как себя ведет стартер. Не успел я повернуть ключ, как машина завелась! Друг даже обиделся, думая, что я его разыграл. Но один черт машину делать надо. Естественно глушить машину я не стал, решили доехать до гаража, а там еще попробовать покрутить. ДО гаража доехали благополучно. Заглушил машину, опять попробовал завести – завелась!!!! Но на третий раз стартер а5 умер.
Итак: снятие. Кто то писал что можно снять стартер через верх. Может кто-то действительно акробат и имеет миниатюрные чувствительные руки, хорошо откручивающиеся болты и супер инструмент. Но я посмотрев на всю начинку подкапотную, включающую мешающий инжектор, провода и прочие трубки (машина с кондеем и ГУРом) решил, что лучше все таки откручивать стартер через низ (за исключением верхнего болта крепления, который откручивается через верх ключом на 19).
Предварительно снял аккумулятор, снял с форсунок питающие контакты и аккуратненько отодвинул жгут, также отсоединил питание от датчика, который находится справа (если стоять лицом к капоту) в воздушной заслонке. Снял защиту, кожухи защитные оставил (они приносят некоторые неудобства, но особо не мешают). Нижний болт крепления удобнее всего откручивать накидным кривым ключом на 14, как раз есть где пролезть руке и ход ключа хороший, ибо при других приспособлениях упираешься в резонатор (можно также головкой с трещоткой через удлинитель).
Далее, опять же снизу, головкой на 13 и 10 откручиваем контакты со втягивающего реле, при этом лучше всего сначала надевать головку, а уже затем аккуратно надевать трещотку на головку. Снимаем стартер (через низ).
Дальше диагностика: подключаем провода к аккумулятору, минус замыкаем на корпус стартера, плюс замыкаем сначала на контакт на втягивающем, на который приходил провод от зажигания (боковой центральный) – втягивающее работает, бендикс выдвигается, все нормально. Затем ставим плюс на нижний контакт (соединяющий втягивающее со стартером) – работает через раз. Разбираем стартер, для этого снимаем крышку, откручивая винты, аккуратно вынимаем щетки и видим что щеткам приснилась звезда – один из графитовых «сухариков» стерся в пыль. Меняем щетки, закрываем крышку, проверяем стартер – плюс на верхний контакт втягивающего и отверткой замыкаем также боковой контакт – втягивающее срабатывает, выдвигается шестерня и вращается.
Перед тем как ставить стартер обратно, я снова залез под машину и, как следует, зачистил наждаком контакты, предварительно брызнув ВД. Поставил стартер на место. Желательно это делать вдвоем, одни внизу вставляет стартер и совмещает нижнее отверстие, другой в это время закручивает верхний болт. Далее закручиваем нижний болт, надеваем контакты и все затягиваем.
Важно: настоятельно рекомендую все гайки и шайбы, стягивающие контакты поставить новые. При затяжке контактов не переусердствуйте ибо можно расколоть пластиковую крышку реле.
Итог: снимать стартер оказалось сложнее чем надевать, затраченное время – 4 часа.
Вместо замены стартера ( первая мысль проскочила в панике), полазил на форуме, послушал умных советов и обошелся малой кровью – заменой щеток и пары гаек - 350 р вместо 4400р