Если проверкой будет выявлено, что уровень масла ниже нормы, долить масло в картер двигателя до требуемого уровня, предварительно выявив и устранив возможную негерметичность соединений в системе смазки двигателя. Внешним осмотром двигателя (рис. 40) можно убедиться, нет ли течи масла из-под прокладок: 1 крышки привода распределительного вала, 4 крышки клапанного механизма, 2 блока цилиндров, 8 фильтра очистки масла, а также из пробки 3 заливной горловины, через штуцер 6 датчика указателя давления масла, из-под крышки 7 маслоотделителя и через уплотнитель 5 маслоизмерительного щупа. Обнаруженные даже небольшие течи масла свидетельствуют о нарушении герметичности системы смазки из-за поврежденных прокладок или сальников либо ненадежных креплений, что недопустимо.
Напомним, что при подтягивании болтов, винтов и гаек крепления поддона картера и крышек нужно соблюдать осторожность, чтобы не сорвать резьбу.
Понижена вязкость масла. При нормальной вязкости моторного масла обеспечивается необходимое (согласно заводской инструкции) давление в системе смазки двигателя. Каждому типу двигателя в зависимости от температуры окружающего воздуха завод рекомендует сорт применяемого масла, которое обладает определенной вязкостью и необходимыми смазывающими свойствами. Вязкость масла рекомендуется определять вискозиметром путем сравнивания вязкости проверяемого масла с эталонными. Убедиться в том, что масло разжижено, можно и без прибора, на ощупь, растирая его между пальцами. Но этот способ требует определенного опыта. Наличие твердых крупинок и ощущение тепла свидетельствует о некачественном масле, которое требует замены. Охлаждающую жидкость (воду) в масле можно обнаружить, если слить 200 см масла из поддона картера двигателя и дать ему отстояться в течение 1 ч. Прозрачный слой на дне сосуда укажет на наличие охлаждающей жидкости в масле. В этом случае уровень масла в картере двигателя повышается. В процессе эксплуатации автомобиля происходит частичное разжижение масла той частью бензина, который не сгорает при работе двигателя на переобо-гащениой смеси, или иногда из-за попадания охлаждающей жидкости в масло при повреждении прокладки головки блока цилиндров. Качество масла снижается, уменьшается его вязкость, когда масло долго не сменяется. Давление масла в системе смазки резко уменьшается, так как масло с малой вязкостью легко проникает в зазоры между сопряженными трущимися деталями. Чтобы поднять давление масла, необходимо его заменить.
Чтобы обеспечить продолжительный срок службы моторного масла с требуемой вязкостью и необходимым качеством, рекомендуется регулярно следить за исправностью системы вентиляции картера и своевременно производить ее очистку и промывку деталей. Помните, что исправная система вентиляции картера не только не допускает выход картерных газов в атмосферу, но отделяет масло от картерных газов при работе двигателя, не допуская его попадания в камеру сгорания с горючей смесью.
Неправильные показания приборов контроля давления масла.
В том случае, когда уровень масла и его качество не вызывают сомнений, а давление в системе смазки двигателя по-прежнему ниже нормы, следует убедиться, правильно ли работают приборы контроля давления масла: датчик, указатель или контрольная лампа давления масла (см. разд. «Неисправности контрольно-измерительных приборов»).
При необходимости и наличии возможности для полной уверенности в правильной работе измерительных приборов контроля давления масла можно воспользоваться новыми, заведомо исправными приборами, подключив их к системе смазки и сличив их показания с показаниями проверяемых. При необходимости заменить неисправные приборы.
Если после выполнения вышеуказанных операций не удалось выявить причину пониженного давления масла в системе смазки двигателя, то можно предположить, что виновником этого является масляный насос или чрезмерно загрязненный сетчатый фильтр маслоприемника. Нужно снять масляный насос с двигателя, разобрать его, промыть и очистить маслоприемник, редукционный клапан от посторонних частиц и возможных загрязнений или отложений, при необходимости заменить поломанную пружину редукционного клапана или клапан. При обнаружении чрезмерного износа шестерен масляного насоса или его корпуса заменить масляный насос.
Износ деталей двигателя. Если после устранения неисправности масляного насоса не будет достигнуто положительных результатов, давление масла в системе смазки по-прежнему остается пониженным, то можно предположить, что причинами этого являются: чрезмерный зазор между вкладышами, шатунными и коренными шейками коленчатого вала, между шейками и корпусом подшипников распределительного вала, износ или повреждение резиновых уплотнителей сальников стержней клапанов, износ или закоксовывание поршневых колец или их поломка, повышенный износ юбок поршней и канавок под поршневые кольца, износ цилиндров двигателя, увеличенный износ стержней клапанов и направляющих втулок для них, а также закоксовывание прорезей маслосъемных колец или заполнение их масляными отложениями. При значительном износе деталей двигателя происходит резкое увеличение зазоров между трущимися поверхностями, смывание смазки с зеркала цилиндров горючей смесью, а также выгорание смазки внутри цилиндра двигателя. В этом случае расход масла значительно увеличивается, а давление резко падает.
Чтобы обеспечить нормальное давление масла в системе смазки, нужно отправить двигатель в мастерскую для ремонта или замены неисправных деталей кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения высококвалифицированными специалистами.
Повышенное давление масла. При повышенном давлении масла в прогретом двигателе рекомендуется проверить вязкость масла и его качество и при повышенной вязкости или значительном загрязнении заменить его. Чаще всего высокая вязкость масла будет в том случае, когда летнее масло используют зимой при низких температурах воздуха. Чтобы избежать этого, необходимо применять сорта масел, рекомендованные заводом, соответственно сезону.
Следует также своевременно (в сервисной книжке указаны сроки) производить замену масла в двигателе. Обычно первая замена масла производится через 5 тыс. км пробега, а затем через каждые 10 тыс. км. При эксплуатации автомобиля в жарких районах и на пыльных дорогах масло загрязняется быстрее и замену его рекомендуется производить чаще. При замене загрязненного масла следует также заменять и масляный фильтр, а также промывать систему смазки промывочной смесью или жидким маслом ВНИИНП-ФД, Промывать систему смазки рекомендуется на смотровой канаве или эстакаде в следующем порядке:
после остановки прогретого двигателя слить отработавшее масло через сливную пробку, не снимая масляного фильтра, залить промывочное масло до нижней метки на маслоизмерительном щупе;
пустить двигатель и дать поработать ему на промывочном масле в течение 20—25 мин на малой частоте вращения коленчатого вала (800—1000 мин-1), слить полностью промывочное масло и снять грязный масляный фильтр;
установить новый масляный фильтр, ввернуть пробку сливного отверстия и залить свежее масло, соответствующее сезону. Масло необходимо заливать в маслоналивную горловину осторожно, чтобы не облить двигатель. Горловину закрыть крышкой плотно.
Если же в двигатель залито масло необходимого сорта и качества, а давление масла при исправных приборах контроля по-прежнему высокое, то, возможно, неисправен редукционный клапан масляного насоса, имеется заедание клапана, чрезмерно жесткая пружина либо слишком загрязнены каналы системы смазки. Необходимо отрегулировать или заменить редукционный клапан лласляного насоса либо промыть каналы системы смазки.
Неисправен масляный насос. Исправный масляный насос создает в системе смазки двигателя необходимое давление на всех режимах его работы.